В августе 2006 ей исполнилось бы 92. Биография Янссон в общих чертах известна достаточно хорошо: стандартный набор фактов кочует из одного предисловия в другое, кое-что можно вычислить самим, читая ее рассказы (как принято считать, практически всегда автобиографические).
Но этого едва ли достаточно почитателям Туве, которые часто жалуются на «информационный голод»: слишком много недосказано, мало известно о Туве просто как о человеке. За цифрами (даты жизни, годы учебы, тиражи книг) не видно самого человека по имени Туве Янссон. Отчасти, так хотела сама писательница, не любившая шумихи, никогда не желавшая быть в центре внимания. Нельзя не уважать ее желание.
Никто не собирается «копаться в грязном белье» и заниматься распространением «желтых фактов», тем более, что таких в биографии Янсон и нет. Просто хочется добавить несколько штрихов к портрету писательницы в надежде, что эта информация будет интересна читателям и почитателям ее таланта.
1. Общеизвестно, что по материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарстенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Интересно, что Янссон много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила о отце. Много известно о ее шведской родне и почти ничего о финских родственниках по линии отца. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки в местечке Блиде, недалеко от Стокгольма. «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», - вспоминала Туве.
2. Мальчика Пойу, с которым Туве часто играла и которого вставила в автобиографию «Дочь скульптора», звали Эрик Тауастьерн, он стал крупным искусствоведом и написал самую подробную биографию великого финского композитора Сибелиуса.
3. По завершении учебы за границей Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий. В 1935 она встречает известного финского художника Сама Ванни (он был вхож в круг друзей Виктора Янссона). Ванни – знаковая фигура в финском искусстве. В Финляндии есть даже целый музей, где выставлены только его работы. Узнав, что Туве мечтает о карьере художника, Сам предложил ей работать в его мастерской (до этого Туве работала в одной комнате с родителями). Как художник Ванни оказал колоссальное влияние на Туве. Кроме того, он написал несколько ее портретов.
Портрет Туве (1940):
click here 4. В 1947 году, когда уже были изданы «Маленькие тролли» и «Комета», главный редактор газеты «Ny tid» (и близкий друг Туве) Ато Виртанен предложил Туве сделать для газеты комикс, главными героями которого должны были стать муми-тролли. Первая история в картинках появилась на страницах газеты 3 октября 1947, последняя- 2 апреля 1948. Всего Янссон сделала 26 историй. По жанру это был вовсе не комикс для детей, а политическая сатира. Публикацию пришлось прекратить из-за яростной критики оппозиции, которая обвинила Янссон в распространении «либерально-буржуазных идей). Негодование вызвал, в частности рисунок, на котором Муми-папа читал официальную правительственную газету. Возникли и чисто художественные разногласия с Виртаненом. Он хотел, чтобы герои на картинках говорили в пузырь над головой, как и положено в комиксах. Янссон считала, что это портит рисунки и ставила все подписи под картинкой. Кстати, большинство Янссоноведов утверждают, что Виртанен послужил прообразом для визуального воплощения Снусмумрика. Доподлинно известно, по крайней мере, что он всю жизнь ходил в старой зеленой шляпе, которую считал своим талисманом.
5. Успех во всем мире «Шляпы волшебника» привлек к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: «Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать». Туве был предложен контракт на семь лет. Она была более чем счастлива! Можно было перестать заботиться о источнике заработка: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило ее: все ее друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре. Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The evening news в 20 сентября 1954. На пике популярности Муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 стран и публиковался 58 изданиями.
6. В сентябре 1956 в Хельсинки прошло празднование Дня Муми-тролля. Спонсором праздника выступило Associated Press. Муми-тролли стали индустрией и приносили огромные деньги. Спустя пять лет Янссон поняла, что выдыхается: «Сначала, это было очень весело и легко. Я рисовала все, что мне приходило в голову. Со временем пришло критическое отношение к своей работе, а потом это стало просто тяжелым трудом». В 1959, за два года до истечения контракта, она уведомляет агентство, что больше не будет рисовать комикс. Ее не пугает необходимость выплатить неустойку. К тому времени коммерческий успех книг и комиксов, доходы от продажи смежных прав (игрушки, плакаты с мумиками) сделали Янссон если не богатой, то очень обеспеченной.
7. Как мы знаем, место Туве занял ее брат Ларс (1926-2000). Он отличался поразительной работоспособностью и рисовал комиксы о муми-троллях без перерыва до 1975. Работой Ларса начальство было довольно. К тому же он свободно владел английским и все тексты сразу писал на этом языке. Туве же предпочитала писать по-шведски, а потом делать перевод. Это замедляло работу. Последний комикс был опубликован 16 апреля 1975. В общей сложности, эти комиксы читали в 40 странах.
8. Туве: «Когда я узнала, что издательство согласилось расторгнуть со мной контракт, я была счастлива! Я пошла гулять в лес и залезла на дерево. И там, на дереве, я вдруг почувствовала себя такой сильной и свободной, и мне вдруг захотелось написать еще одну книгу». Так появилась книжка «Кто утешит малютку?» (1960). По словам Янссон, из всех произведений о муми-троллях, это далось ей легче всех, она сочинила и проиллюстрировала историю на одном дыхании.
9. В 1956 Туве встретила Тууликки Пиэтилэ (р.1917).
10. Благодаря муми-троллям Туве смогла осуществить свою мечту: купить собственный остров. В 80 км. от Хельсинки в Финском заливе малюсенький островок Кловхарун – место, где Туве проводила несколько месяцев в году сначала с матерью, а после ее смерти в 1970, с Тууликки. Несколько раз на острове проводила летние каникулы племянница София (дочь Ларса). Результатом стала «Летняя книга». София Янссон до сих пор утверждает, что «за исключением некоторых моментов» книга – детальное описание их жизни на острове. «Поразительно, как наблюдательна и проницательна была моя тетя», - говорит она.
Остров
Туве и Тууликки
11. По инициативе Янссон на Кловхаруне проводились детские праздники, на которых она сама читала свои книжки маленьким гостям со всего света.
12. Несколько цитат, проливающих свет на отношение Янссон к популярности и своему творчеству:
a. «Не забывайте, что я не общительна, и мне надо много времени, чтобы рисовать. Ведь я художник, прежде всего. Чтобы стать хорошим художником, нужна целая жизнь».
b. «Быть писателем трудно. Вам задают разные вопросы: а что вы имели в виду здесь? А что вы хотели сказать этим? Не задавайте мне таких вопросов, я не знаю, что вам сказать. И не спрашивайте, почему в книгах (о муми-троллях) не упоминается Бог. Я не знаю, верят ли муми-тролли в Бога».
c. «Меня называют эскапистом, а это считается ужасным недостатком, так что я чувствую необходимость просить прощения. Возможно, я эскапист. Я создала идеальный мир, окруженный высокими горами, где есть только узенькая тропка, ведущая к морю, а море, ведь, тоже эскапийский символ. Но за что мне просить прощения? Я писала для себя, а не для других!»
d. «Ко мне постоянно кто-то приходит, требует общения, что-то спрашивает. За последние несколько месяцев я провела в одиночестве только пару дней. Надо повесить табличку на дверь: «Оставьте писателя в покое!»
(из интервью 1974 года)
13. У Туве была кошка, которую звали Псипси.
14. В 1995 Туве и Тууликки принимают решение оставить Кловхарун. Янссон передает свой остров в дар государству с условием, что он будет превращен в музей. В настоящий момент Кловхарун открыт для туристов в летние месяцы. Все желающие могут посетить домик Туве, где на стенах висят ее картины и фотографии, сделанные Тууликки. В гостиной выставлена коллекция фарфоровых фигурок муми-персонажей. В год остров посещает около 300 туристов. Это мало, но добираться до островка долго и трудно.
15. Среди работ Туве как художника самыми известными считаются
a. фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
b. настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
c. настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
d. роспись алтаря в церкви города Теува (1954)
16. Последние 11 месяцев жизни Туве провела в больнице. Почти каждый день все это время ее навещала Тууликки. В день смерти писательницы она была рядом и потом сказала журналистам: «Туве умерла счастливой. Она просто закрыла глаза и перестала дышать». В день похорон Янссон по всей Финляндии были спущены государственные флаги. Туве Янссон похоронена в семейном склепе на кладбище Хиетаниеми, Хельсинки.
17. Всеми правами на муми-троллей и других персонажей, созданных Янссон, распоряжается специально созданная для этого компания Moomin Characters Ltd. Возглавляет компанию София Янссон, там же работает другая племянница писательницы Ингегард (дочь Пера Улофа), а ее муж Кристер Тимрен – пресс секретарь компании. Как утверждает София, ее цель – предотвратить чрезмерную коммерческую эксплуатацию героев книг Янссон. «Вы только посмотрите, что сделал Дисней с Винни Пухом!»- говорит она.
18. С 2002 в Финляндии вручается премия имени Туве Янссон за выдающийся вклад в детскую и молодежную культуру. Размер премии: 10 000 евро. Лауреатом может стать представитель любого направления в искусстве. Премия призвана отражать многогранность таланта Янссон.
София Янссон